Хеджирование как способ снижения риска

Товарным рынкам присуща чрезвычайно высокая волатильность (высокая изменчивость цен). Это относится и к нефти, и к другим активам, торгуемым на бирже. Но для нефти это особенно актуально.

Поскольку хранение нефти слишком дорого, вся добытая нефть, как правило, сразу же идет на потребление. Какой-либо значительный запас добытой нефти у компаний попросту отсутствует. При этом если обороты других активов, торгуемых на бирже, можно увеличить достаточно быстро (например, валюту правительство может напечатать, а компании могут выпустить дополнительное количество акций), то увеличить предложение на рынке нефти – задача проблематичная.

Чтобы увеличить производство нефти, требуются месяцы, а то и годы. Поэтому опасения по поводу возможного недостатка нефти на рынке носят более драматичный характер. Все это в результате приводит к более высокой волатильности цен на нефть по сравнению с волатильностью других активов. Образно выражаясь, рынок нефти более «нервный» по сравнению с рынками других активов.

Высокая изменчивость цен на нефть создает определенные проблемы, как для производителей нефти, так и для ее потребителей. Например, если цена нефти неожиданно увеличится, потребителям нефти может не хватить финансовых средств для оплаты необходимых им объемов. А если цена также неожиданно снизится, производители нефти (нефтяные компании), вложившие значительные средства в добычу нефти, могут попросту обанкротиться.

Чтобы снизить риски из-за возможного изменения цены на нефть компании пользуются специальным приемом – хеджированием рисков. Хеджирование – это, по сути, страховка от изменения цены, которая осуществляется посредством заключения сделок на срочных рынках.

Компании осуществляют хеджирование для того, чтобы:

  • снизить краткосрочную волатильность денежного потока компании;
  • максимизировать возврат на капитал при приемлемом уровне риска.

Снижение волатильности денежного потока компании несет с собой множество преимуществ. Во-первых, при более стабильном денежном потоке у компании снижается риск банкротства. Это в свою очередь увеличивает возможности компании по привлечению кредитных средств и снижению затрат на их обслуживание. Во-вторых, становится возможным более точное бизнес-планирование, бюджетирование и прогнозирование доходов. А это приводит к увеличению стоимости компании, поскольку организации с более предсказуемыми доходами инвесторы, как правило, оценивают выше.

Возможности по максимизации возврата на капитал основаны на портфельной теории. Портфельная теория, разработанная Гарри Марковицем в 1950-х годах, часто используется для оптимизации инвестиционного портфеля, включающего акции, биржевые товары, облигации, наличные деньги. Делается это для того, чтобы максимизировать доходы инвестора при достаточно комфортном для него уровне риска.

Само по себе хеджирование не направлено на получение прибыли от сделок. Основная цель хеджирования – это максимизация возврата на капитал организации и снижение волатильности ее денежного потока.

 

 

 

 

Читайте также:

Риски и неопределенность в нефтяной отрасли

Нефть и альтернативные источники энергии

Oil 101 - отличная книга о нефтяном бизнесе!

Продукты из нефти

Крупнейшее в мире IPO

Трейдинг в стиле «пьяный брокер»