Тенденции в российской нефтепереработке
Из приведенной в разделе Переработка нефти диаграммы хорошо видно, что продукция переработки в России заметно отличается от таковой в Европе и, особенно, в США, причем в худшую сторону. Очень высока доля мазута (самого дешевого продукта) и низка доля бензина (самого дорогого продукта). Качество производимой продукции также сильно отстает от европейских стандартов.
В 2011 году правительство России всерьез озаботилось вопросами модернизации нефтеперерабатывающей отрасли. В июле 2011 года было подписано соглашение между 11 крупнейшими нефтегазовыми компаниями и госорганами о модернизации нефтеперерабатывающего комплекса России до 2020 года. В результате модернизации все произведенное на НПЗ топливо должно соответствовать стандарту Евро-5.
Обеспечить выпуск топлива такого качества российские НПЗ пока не в состоянии. Поэтому многие компании уже приняли масштабные инвестиционные программы, направленные на модернизацию сегмента нефтепереработки. Лидерами по инвестициям в модернизацию НПЗ являются компании Роснефть и Сургутнефтегаз.
Компания | Завод | Capex, млрд. долл. | Год |
---|---|---|---|
Роснефть | Все заводы | 13 | 2014 |
Сургутнефтегаз | Киришинефтеоргсинтез | 6,5 | 2015 |
Татнефть | Танеко | 2 | 2016 |
Славнефть | Ярославнефтеоргсинтез | 1,2 | 2014 |
Башнефть | Уфимские НПЗ | 1,1 | 2015 |
Лукойл | Все заводы | 0,5 | 2016 |
С целью повышения инвестиционной привлекательности вложений в модернизацию перерабатывающих мощностей правительством с 1 октября 2011 года была введена так называемая схема 60-66-90. В результате применения этой схемы экспортно-ориентированное производство мазута становится неэффективным. А повышенная ставка пошлины на бензин снижает привлекательность экспорта бензина. Эта мера призвана способствовать насыщению бензином в первую очередь внутреннего российского рынка.
Читайте также:
10 фактов о нефти, которых вы не знали
Продукты переработки тяжелой нефти
Чем бензин отличается от керосина, дизеля и т.д.?