МИР НЕФТИ
Вся нефтяная отрасль, весь, так сказать, мир нефти делится на три сектора:
- Upstream - это все, что относится к поиску нефтяных залежей и добыче нефти из них;
- Midstream - к этому сектору относится транспортировка нефти и продуктов ее переработки;
- Downstream - переработка нефти, распределение и продажа конечных нефтепродуктов.
Большинство компаний в нефтяной отрасли занимаются деятельностью в одном из секторов. Но деятельность некоторых, наиболее крупных, компаний включает в себя все сектора. Такие компании называют вертикально-интегрированными компаниями (ВИНК).
Upstream (Апстрим)
Сектор апстрим – наиболее рискованный и наиболее прибыльный сектор мира нефти. К этому сектору относятся геологоразведочные работы на нефть и газ, и весь производственный процесс добычи нефти и попутного газа.
Большая часть добычи нефти в мире осуществляется национальными нефтяными компаниями. Такие компании подконтрольны соответствующим государствам и осуществляют свою деятельность преимущественно на территории своей страны. Например, во всех странах-членах ОПЕК добычу нефти осуществляют именно такие компании. Примерно треть добычи нефти в странах, не входящих в ОПЕК, также осуществляют национальные нефтяные компании (ННК). Наиболее крупные вертикально-интегрированные ННК в странах, не входящих в ОПЕК, существуют в:
- Мексике – Petróleos Mexicanos (PEMEX);
- Бразилии – Petróleo Brasileiro S.A. (Petrobras);
- России – Роснефть, Газпромнефть;
- Китае – PetroChina, Sinopec, CNOOC;
- Малайзии – Petronas;
- Норвегии – StatoilHydro;
- Индии – ONGC.
Наряду с национальными нефтяными компаниями в нефтедобыче действуют также и частные нефтяные компании. Наиболее крупные из них, так называемые Majors, это: ExxonMobil, Chevron, BP, Shell, ConocoPhillips, Total. Это крупные международные компании, осуществляющие свою деятельность во многих точках земного шара. Образовались эти компании в том виде, в каком они существуют сейчас, примерно в 1990-х годах после многочисленных сделок по слиянию и поглощению, прокатившихся по всему нефтяному сектору.
Процесс слияния и поглощения компаний в нефтяной отрасли происходит и по сей день. Самый свежий пример: в марте 2013 года компания Роснефть закрыла сделку по приобретению компании ТНК-ВР, став таким образом крупнейшей публичной компанией в мире по запасам нефти и объемам ее добычи. В условиях снижения количества открытий новых нефтяных месторождений и затрудненном доступе компаний к нефтяным ресурсам, а также из-за возрастающей себестоимости добычи нефти на старых месторождениях нефтяные компании стремятся распределить риски и издержки на как можно больший размер капитала.
Помимо перечисленных нефтедобывающих компаний существует множество других менее крупных. Часть из них также относятся к вертикально-интегрированным компаниям, часть – малые и средние компании (или так называемые «независимые компании») - заняты только одним направлением деятельности.
Кроме непосредственно нефтедобывающих компаний, в сектор апстрим вовлечены также и компании занимающиеся производством оборудования для нефтедобычи, компании-владельцы морских буровых платформ, нефтесервисные компании. Такие компании не имеют своих подразделений по добыче нефти и выполняют определенные работы по договорам с нефтяными компаниями. Нефтесервисные компании, как правило, имеют определенную область специализации: геофизические компании, буровые компании, компании по обслуживанию нефтепромыслового оборудования, транспортные, охранные и другие предприятия.
В России все крупные нефтяные компании имеют свои собственные сервисные подразделения (дочерние предприятия). В то же время в мировой практике нефтесервисные компании, как правило, являются независимыми компаниями, оказывающими свои услуги по договорам подряда. Наиболее крупные международные нефтесервисные компании, хорошо известные в России: Schlumberger, BJ Services. Компании, поставляющие оборудование и оказывающие нефтесервисные услуги: Baker Hughes, Halliburton, Weatherford и другие.
Midstream (Мидстрим)
Сектор мидстрим включает транспортировку нефти и полученных из нее нефтепродуктов различными способами: танкерами, по трубопроводам, в железнодорожных цистернах или автомобильным транспортом.
Только небольшая часть крупных нефтяных компаний в мире имеют свои подразделения по транспортировке нефти. Большая часть компаний на том или ином этапе транспортировки пользуются услугами сторонних компаний.
В России, например, транспортировку нефти и нефтепродуктов посредством трубопроводного транспорта осуществляет государственная компания Транснефть. Пожалуй, наиболее известная сеть нефтепроводов этой компании – нефтепровод «Дружба». Это наиболее длинная сеть магистральных нефтепроводов в мире (ее протяженность по России составляет 3900 км). Посредством этого нефтепровода нефть Западной Сибири смешивается с нефтью Волго-Уральской провинции и под маркой Urals поставляется европейским потребителям.
Транспортировка нефти по трубопроводам - самый дешевый и безопасный способ транспортировки. Процесс транспортировки идет и днем и ночью, и летом и зимой. Различают нефтепроводы - для транспортировки сырой нефти и нефтепродуктопроводы – для транспортировки конечных нефтепродуктов: дизельного топлива, бензинов, керосина.
Достаточно дешевым и эффективным способом доставки нефти потребителю является и транспортировка нефти специальными водными судами – танкерами. Наиболее крупные компании, занимающиеся танкерными перевозками нефти:
- Teekay Shipping
- Frontline
- Overseas Shipholding Group
- A/S Steamship Company Torm
- General Maritime
- OMI
- Ship Finance International
- Seacor Holdings
- Kirby
Перевозка нефти автомобильным транспортом – наиболее дорогой способ транспортировки. Его единственное преимущество – гибкость, то есть возможность доставить нефть (нефтепродукты) из одной точки в любую другую (при наличии транспортных путей, конечно же). Автомобильный транспорт, как правило, используют для доставки нефтепродуктов на АЗС. Также иногда в качестве временного средства им пользуются на нефтепромыслах в начальной стадии разработки месторождений для доставки нефти от скважины на пункт предварительной подготовки нефти.
Перевозка нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом – менее затратный способ транспортировки в сравнении с автомобильным. Но и менее гибкий. Железнодорожный транспорт используется для перевозки нефти, нефтепродуктов, которые сложно транспортировать по трубам (битум, смазки, машинное масло). Также железнодорожным транспортом, как правило, перевозят различные продукты нефтехимии, которые опасно перевозить автомобильным транспортом. Железнодорожные перевозки особенно распространены в России.
Сектор мидстрим часто включают в сектор даунстрим в качестве его составной части.
Downstream (Даунстрим)
Сектор даунстрим включает нефтеперерабатывающие (нефтехимические) заводы, сеть по распределению продуктов переработки нефти и их розничным продажам.
В мире примерно 720 нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), которые расположены в 120 странах. Крупнейший нефтеперерабатывающий комплекс в мире, Jamnagar Refinery, расположен в Индии. Он перерабатывает 1,24 млн. баррелей нефти в сутки. В России действуют 27 крупных НПЗ, которые перерабатывают почти 6 миллионов баррелей нефти в сутки.
Каждый нефтеперерабатывающий комплекс настроен на переработку определенного сорта нефти (легкой или тяжелой, с тем или иным содержанием примесей). И каждый комплекс настроен на выработку определенных конечных нефтепродуктов. Как правило, более сложные (более комплексные) НПЗ производят больше светлых нефтепродуктов (таких как бензин), которые имеют более высокую ценность для потребителей.
К сектору даунстрим помимо переработки нефти, распределения и продажи нефтепродуктов, также относится хранение нефти и нефтепродуктов.
Необходимость хранения нефти (и нефтепродуктов) обусловлена различными причинами:
- для того чтобы сгладить сезонные колебания спроса на определенные нефтепродукты;
- в качестве страховки от возможных непредвиденных перебоев в поставках нефти;
- для обеспечения сезонного запаса в труднодоступных (северных) районах;
- во многих странах существуют национальные стратегические запасы нефти.
Хранение нефти может осуществляться различными способами:
- В подземных (природных) коллекторах
- В наземных (стальных) резервуарах
В подземных коллекторах часто хранят газ, иногда сырую нефть и никогда не хранят нефтепродукты (бензин, дизельное топливо). Для хранения нефтепродуктов используют только чистые наземные стальные резервуары. Нефть также хранят чаще всего в наземных резервуарах.
Хранение нефти – чрезвычайно дорогое «удовольствие». Затраты на хранение включают обслуживание резервуаров, обеспечение безопасности, страховку, капитальные затраты на строительство резервуара и так называемые альтернативные издержки (opportunity cost). Поэтому коммерческие структуры стремятся по возможности снизить объемы хранящейся нефти.
Мир нефти – комплексный, разнообразный, многогранный, с множеством компаний специализирующихся в той или иной области – действует как единый организм. Деление его на сектора довольно условно, тем не менее, позволяет лучше понять, как действует этот «организм». И сектор апстрим, и сектор мидстрим, и сектор даунстрим – все это части одного целого, известного под названием нефтяная промышленность.
Читайте также:
В поисках энергии. Альтернативные источники углеводородов
Риски и неопределенность в нефтяной отрасли. Источники рисков
Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК)