Как инновации меняют нашу жизнь. От лошади к лошадиной силе

Лошади в городах

В дополнение к уже рассказанным 10 удивительным фактам о нефти, которых вы не знали, хочется поделиться еще одним. Это история о том, как нефть спасла городских жителей от лошадиного террора и связанной с ними экологической катастрофы.

До XIX века люди перемещались внутри городской черты почти исключительно на ногах. Лошади были дороги. Их трудно было купить. В финансовом плане это были значительные капиталовложения. Но еще дороже было лошадей содержать.

С развитием городов и с ростом общего благосостояния росло и поголовье лошадей. Если ваш ребенок заболевал, доктор мчался к нему на лошади. Если в городе вспыхивал пожар, пожарная команда с запасом воды мчалась на лошадях тушить возгорание. Развитие торговли приводило к увеличению грузоперевозок, которые осуществлялись опять же на лошадях. Развивался городской пассажирский транспорт на конной тяге. Количество жителей городов росло, а с ними росло и поголовье лошадей.

Лошади заполняли города. Их становилось все больше. И чем больше их становилось, тем больше проблем было с ними связано. К концу девятнадцатого – началу двадцатого века города и городские жители буквально страдали от лошадиного террора. Практически беспрерывный шум повозок и цокот подкованных копыт по мостовым расшатывали нервную систему городских жителей. Попасть под лошадь было гораздо легче, чем это может показаться. Все увеличивающееся поголовье лошадей грозило городским жителям экологической катастрофой. Люди не могли обходиться без конного транспорта, но и с лошадьми жизнь горожан превращалась в ад.

Хотя в это трудно поверить, принимая во внимание, что скорость транспорта на лошадиной тяге гораздо ниже скорости современного автомобиля, но количество жертв наезда конных экипажей было гораздо больше, чем жертв ДТП в наше время. Было подсчитано что, например, в Чикаго в 1916 году на каждые 10 000 конных экипажей приходилось по 16,9 смертельных случаев наездов на пешеходов. Это в 7 раз (!) больше, чем количество смертельных случаев ДТП на 10 000 автомобилей в том же Чикаго в 1997 году.

Проблема была в том, что движущая сила конных экипажей была себе на уме и с трудом поддавалась контролю. Но и сами повозки представляли большую опасность. Они не были оснащены современной тормозной системой, а кроме того для снижения тряски оснащались громадными колесами способными перемолоть кого угодно. Даже стоящие лошади представляли опасность. Укусы лошадей и удары копытом были частым явлением.

Обстановка на улицах городов была гораздо более хаотична, чем это показывают в фильмах. Падеж лошадей случался примерно каждые 150 километров пробега (говоря современными терминами). Причиной падежа часто служил случайный перелом ноги. Но были и другие причины. На первый взгляд, кажется, что хозяин лошадей, потративший значительные средства на их покупку, должен был заботиться о них. На самом же деле, ему было гораздо выгоднее загнать имеющихся лошадей до смерти и купить новых, чем заботится о существующих и тратить значительные средства на их надлежащее содержание.

Лошадь это весьма массивное животное. Поднять упавшую лошадь и перевезти ее было практически неразрешимой проблемой. Поэтому часто лошадь пристреливали на месте или просто оставляли умирать прямо на улице. Трупы лошадей заполняли улицы городов. Дворники, которым надлежало убирать животных с улиц, часто не справлялись со своими обязанностями. Они предпочитали дождаться, когда труп лошади начнет разлагаться, тогда ее легче было разделить на части и вывезти с улицы.

Проехать по улицам городов в конце XIX века была большая проблема. Заторы на дорогах были повсеместным явлением. Из-за несчастных случаев, падения лошадей, тут и там снующих пешеходов нужно было уметь весьма искусно лавировать, а часто приходилось нанимать кого-нибудь для очистки проезда.

Но все вышеперечисленные проблемы не шли ни в какое сравнение с проблемой навоза на улицах городов. Например, в Нью-Йорке на рубеже XX века насчитывалось 200 тысяч лошадей, которые оставляли более 2-х тысяч тонн навоза в день. Ежедневно и без перерыва. Дождливая погода превращала улицы в болото и реки грязи. Сухая погода была немногим лучше. Навоз превращался в пыль, которая разносилась ветром и оседала на стенах зданий, на одежде прохожих. Службы призванные очищать улицы от навоза и грязи с ростом количества лошадей перестали справляться со своей работой. Если раньше навоз можно было продать для использования в сельском хозяйстве, то со временем ситуация изменилась на противоположную. Теперь приходилось платить за складирование навоза.

Навоз на улицах городов был не только источником неприятного запаха и мешал движению. Навоз представлял собой питательную среду для мух и других насекомых, которые распространяли различные заразные заболевания. Крысы также находили себе пропитание в кучах навоза и усложняли и без того неблагоприятную городскую экологическую среду. В дополнение ко всему навоз выделяет метан, который является мощным парниковым газом. В современном мире, где тема глобального потепления и борьба с парниковыми газами приобрела глобальный масштаб, лошади без сомнения стали бы основным врагом экологов.

Количество неубранного навоза на улицах городов росло с угрожающей скоростью. В 1894 году в газете Times of London приводилась оценка, что к 1950 году каждая улица города будет покрыта конским навозом слоем толщиной почти в 3 метра. В Нью-Йорке в 1890 году было подсчитано, что к 1930 году слой лошадиного навоза на улицах города будет доставать до окон третьего этажа.

Весь этот ужас, царящий на улицах больших городов, и еще больший ужас, который просматривался в ближайшей перспективе, заставлял общество предпринимать тщетные попытки найти решение возникающих проблем.

Некоторые надежды возлагались на развитие железнодорожного транспорта. Паровозы к тому времени уже не были экзотикой и весьма интенсивно использовались для перевозки грузов, что сокращало необходимость в использовании лошадей. Но парадоксальным образом развитие железнодорожного транспорта также приводило к увеличению поголовья лошадей. Дело в том, что грузы подвозились к железнодорожным составам и разгружались на повозки, опять же запряженные лошадьми. На самом деле железнодорожные организации становились крупнейшими владельцами поголовья лошадей и еще больше усугубляли проблему лошадиного хаоса на улицах городов.

В 1898 году делегаты со всего мира собрались в Нью-Йорке, чтобы принять участие в первой международной конференции по городскому планированию. Основным вопросом конференции являлась проблема стремительного возрастания поголовья лошадей на городских улицах и проблема очистки улиц от лошадиного навоза. Хотя планировалось, что конференция продлится 10 дней, завершилась она уже через 3 дня, когда всем стала очевидна бесперспективность дальнейшего поиска решения проблемы.

Казалось, что уже ничто не может избавить городских жителей от лошадиного террора. Жителям городов грозило в буквальном смысле утонуть в лошадином навозе.

Помощь пришла, откуда ее не ждали. Проблема разрешилась благодаря внедрению технических инноваций и тогда еще молодой, но уже вполне сформировавшейся нефтяной промышленности. Людям не пришлось выводить более выносливых лошадей. Или лошадей поддающихся большему контролю. Или лошадей производящих меньше навоза. Изобретение двигателя внутреннего сгорания, развитие автомобильного транспорта и производство бензина – вот что спасло жителей городов.

Постепенно автомобили, которые были в буквальном смысле инновационным прорывом, заменили конный транспорт на улицах городов. Автомобили были дешевле лошадей, были более управляемы и более экологически чистыми. Городские жители, наконец, перестали вздрагивать от цокота копыт по мостовой. Воздух постепенно стал чище. Теперь уже не надо было затыкать носы от вони разлагающихся лошадиных трупов и их экскрементов. Городские улицы постепенно стали покрываться достаточно ровным асфальтовым покрытием. И общество на некоторое время вздохнуло с облегчением.

 

 

 

 

Читайте также:

Продукты, которые дала миру нефть

Нефть: люди, которые изменили мир

Есть ли альтернатива нефти?

Горючие сланцы и сланцевая нефть. Новая жизнь старых запасов?

«Квест» Дэниела Ергина