О-да асфальту
Все мы привыкли ходить по асфальту, бегать по асфальту, ездить по асфальту. Асфальтом мы называем ставшее таким привычным дорожное покрытие, состоящее из смеси битумов с гравием и песком. Это дорожное покрытие распространено повсеместно и не зря. Оно обладает важными свойствами. Оно ровное, но с высоким коэффициентом трения, что обеспечивает хорошее сцепление с колесами, хорошо моется, легко ремонтируется и отлично держит дорожную разметку.
Природный асфальт является одной из разновидностей битума (смеси тяжелых фракций нефти). Он представляет собой твердую легкоплавкую массу черного цвета с блестящим или тусклым раковистым изломом. Встречается в местах естественного выхода нефти на поверхность земли. Его также получают промышленным способом в результате переработки нефти на НПЗ.
Применение асфальта в качестве дорожного покрытия имеет давнюю историю. Но знаменит асфальт не только этим.
Есть ли жизнь в асфальте?
Когда-то давно, в те времена, когда Нерон правил Римской империей, а Иосиф Флавий писал свои знаменитые исторические труды, Мертвое море – соленое озеро между современным Израилем, Палестиной и Иорданией – было известно под названием «Асфальтовое озеро». Такое название ему дали из-за плававших в нем многочисленных кусков битума, попадавших в него естественным путем - благодаря выходам нефти из недр земли.
При выходе нефти на поверхность земли ее легкие компоненты улетучиваются, а оставшиеся тяжелые фракции подвергаются различным преобразованиям под воздействием солнца, ветра и других поверхностных факторов. При наличии соответствующих рельефных условий выходы нефти могут образовывать на поверхности земли целые нефтяные озера. Хотя чаще такие озера называют битумными или асфальтовыми.
Одно из крупнейших в мире нефтяных озер известно под названием Пич-Лейк (битумное озеро). Расположено оно на юго-западе острова Тринидад недалеко от населенного пункта Ла-Брея. Это озеро, открытое английским придворным Уолтером Рэли в 1595 году, является на сегодняшний день крупнейшим в мире резервуаром природного асфальта. Ежегодно из него добывают десятки тысяч тонн чистого природного асфальта, который отправляют на экспорт. А общий объем асфальта, содержащийся в этом озере, оценивается в 6 миллионов тонн.
Более скромные по размерам поверхностные резервуары асфальта, образовавшиеся в результате выхода нефти на поверхность, называют смоляными или битумными ямами.
Смоляная или битумная яма – место, где подземный битум выходит на поверхность, создавая большой участок природного асфальта. Смешиваясь с минеральными составляющими (песком, гравием и т.п.) битум превращается в более или менее твердую корку на поверхности больших «нефтяных озер».
Одним из известных свойств битумных ям является их способность поглощать попавшие в них объекты. Такие объекты могут быть обнаружены спустя тысячелетия в практически неизменном виде. Именно поэтому подобные нефтяные образования являются ценным источником важных артефактов прошлого. Для многих ученых-палеонтологов такие нефтяные образования представляют огромнейший интерес. Особенно знаменито в этом смысле Ранчо Ла-Брея – район битумных озер на территории Лос-Анджелеса, в Калифорнии.
На протяжении веков животные, пересекая эти битумные озера по образовавшейся на их поверхности асфальтовой корке, проваливались сквозь нее увязая в вязкой массе битума. Не имея возможности выбраться из этой природной ловушки, они постепенно погружались в нее все глубже и глубже. Погруженные в битумную жижу многие древние представители животного мира сохранились до наших дней в практически неизменном виде. Битум в этом случае действовал в качестве своего рода мумифицирующего вещества. За многие тысячи лет существования битумных ям в них скопились останки многочисленных видов животных и птиц, в том числе доисторических.
На битумных озерах Ранчо Ла-Брея долгое время проводились работы по изучению останков животного мира. Было извлечено более полумиллиона (!) костей животных, в том числе саблезубых тигров, мамонтов, медведей, огромных грифов и множество разнообразных грызунов, ящериц и насекомых. В результате многолетних работ была составлена величайшая в мире коллекция останков животных, существовавших 15 тысяч лет назад во времена позднего плейстоцена.
Фото на асфальте или Опыты по гелиографии
Асфальт или в более общем смысле - битум, кроме всего прочего, был провозвестником искусства фотографии. Люди давно знали, что от солнца темнеет не только кожа, но и различные химические вещества. Толчок к развитию фотографии (или светописи) дала статья немецкого физика Иогана Шульце, в которой он описал получение фотографических отпечатков на посеребренном меле. Было это в 1727 году и в то время еще не было возможности получить постоянное закрепленное изображение.
Первой в истории фотографией считается снимок «Вид из окна в Ле Гра», полученный французским изобретателем Жозефом Ньепсом в 1826 году. Жозеф начал эксперименты с получением изображений химическим способом в 1813 году. Не сумев получить стойкую к выцветанию фотографию с помощью хлорсеребряной бумаги, он все же добился успеха с помощью сирийского асфальта (битума). Для этого он наносил асфальт тонким слоем на оловянные пластинки и с помощью специальной камеры-обскуры получал на них стойкое изображение. Этот процесс он назвал гелиография (солнечное письмо).
Процесс оказался малопригодным для получения снимков с натуры, но он продолжил свое развитие и в дальнейшем использовался в типографском деле для изготовления типографских клише. С некоторыми усовершенствованиями метод гелиографии также был использован для создания и тиражирования гравюр. В частности его использовал известный французский художник и гравер Жан Батист Камиль Коро, оказавший значительное влияние на развитие импрессионизма.
Читайте также:
Твердая жидкость или за что дают Шнобелевские премии
Чем бензин отличается от керосина, дизеля и т.д.?
10 интересных фактов о нефти, которых вы не знали
Нефть – это энергия, а энергия – это богатство